Русский портрет художники России 1940-2020

Портрет – жанр, позволяющий художнику проявить безграничные возможности живописно-пластического языка. Эту семиотику изобразительного искусства просто обязан знать настоящий коллекционер, каким и является Александр Новиченко.
Способность понимать скрытые смыслы, заложенные в  авторском послании к зрителю, позволяет представителю  деловой элиты России не просто бездумно приобретать художественные артефакты, а сформировать серьёзную коллекцию, отображающую  стилистические черты и хронологические этапы развития портретной живописи.
Выставка «Русский портрет. Художники России 1940-2020 годов» демонстрирует зрителю разноплановость творческого метода живописцев и графиков XX века во всём многообразии стилей, выражающих различные типы художественного мышления, своеобразие логических «фигур» и связей в изобразительном искусстве, на каждом из этапов его развития.
Но избегая соблазна остановиться на хронологическом подходе при анализе портретного жанра, хотелось бы обратиться в первую очередь к особенностям художественного почерка, который даёт нам возможность образного постижения не только портретируемого, но и самого автора. И в этом показательно утверждение М. М. Бахтина о том, что нельзя объяснить художника и его произведения исходя лишь из его современности.
И тем не менее, целая серия портретов 50–70-х годов являет нам именно портрет–социальный тип, который был столь характерен для эпохи соцреализма.
Популярными в послевоенное время и в период развитого социализма были темы армии (В. А. Овечкин «Портрет девушки в гимнастерке»), передовиков производства (А. В. Снегирёв «Ударница», П. С. Калягин «Бригадир», Г. М. Кошельников «Героиня»), советской интеллигенции (Л. Н. Шиповский «Портрет Грановского Н. И.», Р. И. Солуянова «Портрет Л. С. Шевченко – инженера, парфюмера, композитора»). В карандашном рисунке М. И. Авилова мы видим отражение ещё одной популярной  темы – раскрытие образа прекрасной половины Советского Союза. Изображение задумчивой студентки, позирующей художнику в естественной, расслабленной позе, демонстрирует мастерство и высокий профессионализм автора. И это естественно: ведь учителями лауреата Сталинской премии были известные русские баталисты, Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиш, придававшие большое значение академическому рисунку.
Александр Иванович Новиченко давно славится меценатством, что  подтверждает его сотрудничество с Краснодарским краевым художественным музеем имени Ф. А. Коваленко и Ростовским областным музеем изобразительных искусств.
Изучение частной коллекции, даёт возможность ввести в общий контекст искусства двадцатого столетия произведения живописи и станковой графики, являющиеся не столько программными работами того или иного художника, а скорее «духовными» раритетами, выхваченными из потока ушедшего века благодаря усилиям российского коллекционера.
Пытаясь описать и понять произведение опираясь только на внешние признаки эпохи, мы действительно никогда не проникнем в «смысловые глубины» изобразительного ряда. Представленные в экспозиции работы – это не просто отклики своего времени; собранные в едином пространстве, они живут «более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности».                          

Возврат к списку


© 2017 GALA. Все права защищены.
<--! Сайт компании ИНК-групп ink-group.net!-->