Женский портрет Художники России 1940-2020

«Женский портрет», особая выставка, которая проходит в краснодарском музее им Ф. А. Коваленко. Известный российский коллекционер произведений изобразительного искусства Александр Новиченко знакомит зрителя с произведениями знаменитых художников, посвящёнными прекрасному полу. Данная благотворительная выставка посвящена искусству портрета, экспозиция включает более 120 работ.
Многочисленные проекты в разных городах России показывают, что Александр Новиченко тонко чувствует востребованность нашим обществом изобразительного искусства, которое опирается на традиции классического реализма-той основы, которая наиболее полно отображает суть прекрасного.
В экспозиции ≪Женского портрета≫ представлены художники из разных городов, разных поколений, разных направлений в изобразительном творчестве. Важно и то, что собранные работы в коллекции дают последовательную картину развития этого жанра, начиная с 1940-х гг. до настоящего времени.
В 40-х, 50-х гг. ведущая роль отводилась масштабным тематическим полотнам, посвящённым героическому прошлому. Создавались парадные портреты вождей, героев революции, гражданской и ВОВ. Этюды, живые наброски были лишь рабочим материалом, который порой не сохранялся. Зрители познакомятся с живыми, выразительными портретами тех лет: НХ СССР, Академика АХ СССР   С. В. Герасимова, ≪Молодая женщина≫, НХ РФ В. И. Рейхета, ≪Украинка≫, В. А. Овечкина, ≪Девушка в гимнастёрке≫, А. В. Снегирева ≪Ударница≫, В. Д. Носкова ≪Портрет жены≫, А. А. Кузьменко ≪Рыбачка≫.
В 60-е, 70-е гг. в искусстве живописи всё больше утверждаются разнообразные станковые формы. К этому периоду относятся портреты: народный художник СССР В. А. Игошев «Девушка из Хулимсунта», заслуженного художника РСФСР В. И. Тюленева «Портрет девушки (жены)», заслуженного художника РСФСР В. С. Кузьменко ≪Портрет Куценко О. П.≫, заслуженного работника культуры Кубани Н. П. Евса ≪Студентка≫. Наряду с тематической картиной, которая меняет своё содержание, на выставках появляется много пейзажей, портретов, часто исполненных в свободной живописной манере. Живые, выразительные наброски, зарисовки, не исключавшие элементов случайности. Всё это приближало зрителя к картине. Появилось желание всмотреться, задуматься.
В портретах, очень разных по социальному статусу, внимание к человеку, его душевному достоинству. Стремление эстетически возвысить, утвердить его образ выразительностью яркой пластической формы. Стремление к истине, непримиримость к фальши- главная идея, которая была в основе многих талантливых произведений тех лет.
Запоминаются яркие живописные произведения народных художников РСФСР А. Д. Романычева ≪Портрет врача≫, В. К. Нечитайло ≪Портрет дочери≫. Строгим правилам академической школы в своих работах следуют краснодарские портретисты Р. И. Солуяновой «Портрет Л. С. Шевченко–инженера, парфюмера, композитора», В. А. Чепурко, ≪Испанка≫.
Отдельно хотелось бы выделить работу ЗХ РФ Цейтлина Г. И., одного из ведущих московских портретистов своего времени, ≪Портрет девушки в шубке≫. Картина раскрывает нам необычный образ девушки 60-х годов. Гражданка СССР держится как юная княжна: строгий и одновременно уважающий взгяд, свойственный русскому дворянству, погружает зрителя в размышления о судьбе этой молодой женщины.
Радость молодости дарит зрителю работа С. Г. Невельштейна «Девушка в шляпе». Портрет по всей видимости написан поздней весной или раннем летом наполнен той свежестью воздуха, чистотой света, которая символизирует молодость, новые начала и конечно же, ту счастливую судьбу, которая ждёт юную барышню.
Великолепный рисунок «Портрет студентки», выполненный в мастерской народного художника РСФСР М. И. Авилова, яркий пример мастерства классической русской школы живописи.
Привлекает внимание картина заслуженного художника РСФСР В. И. Тюленева ≪Портрет девушки (жены)≫, легкость с которой позирует модель, показывает нам ее эмоциональную связь с художником.
В. Н. Разгулин в «Летнем портрете», показывает двух молодых девушек, неспешно
Народный художник СССР В. А. Игошев в «Девушки из Хулимсунта» показывает красоту людей северных краёв нашей страны. Чистый, ясный взгляд, невинность портрета выделяют ту, искреннюю радость молодости, которая даётся человеку раз в жизни.
В 70-80-е гг. в Краснодаре в жанре портрета успешно работал заслуженный деятель искусств Кубани, преподаватель КГУ Г. У. Кравченко. Создана серия женских образов: труженицы села, героини и ударницы труда, близкие ему люди и просто знакомые. Очень разные в композиционных решениях, колорите, они несут и передают эмоциональный настрой, который использовал художник, работая над картинами.
В экспозиции ≪Валя в цветах≫, ≪Валентина Михайловна≫, картины изображают женщин в возрасте, художник показывает зрелость, отображает на лицах мудрость лет.  
Работа В. А. Онищенко ≪Апрель. Портрет дочери≫, ярое, эмоциональное полотно. Девочка подросток немного нехотя позирует, благодаря чему мы видим удивительно мастерски переданную эмоцию, неподдельную чистоту юного возраста.
80-е гг. ХХ века-годы перестройки в стране, волей истории они стали завершением целой эпохи. В короткие сроки все тщательно продуманные и разработанные схемы в изобразительном творчестве изменились. Искусство авангарда стало равноправной и неотъемлемой частью нашего отечественного искусства.
В собрании Александра Ивановича этот раздел представлен достаточно полно и разнообразно. В экспозиции несколько работ известного краснодарского художника А. Г. Бойчука: ≪Дама в фетровой шляпе≫, ≪Цветущая красота≫, «Свет Ангела». Весь творческий путь художника связан с искусством кубизма. Масштабные полотна тех лет отличает продуманная внутренняя конструктивная основа. В большинстве это абстрактные композиции. Позже в 80-е, 90-е гг. появляются портреты, натюрморты, декоративные композиции. В них больше творческой свободы, пластики, цветовых решений, что полностью отрицалось в классическом кубизме. «July morning»–дань женской молодости, красоте, природному магнетизму притягательного взгляда изображённой девушки.
Нельзя не сказать о Стасе Серове. Его творчество можно отнести к дадаизму. В различный по формату произведениях реальный мир переплетается с фантазией автора, воспоминаниями детства. Несмотря на парадоксальность образов, сдвинутость реального мира, искусство С. Серова объединено в единый художественный образ. «Обнажённая», «Пасьянс», «Девушка с куклой», произведения имеют чёткую пластическую основу, свой принцип сюжетного повествования.
Женские портреты Анатолия Зверева, художника, который считается первым русским экспрессионистом двадцатого века, проводником от раннего авангарда к позднему в русском искусстве, яркие примеры любимой трехцветной техники автора.
Важнейшей особенностью данной выставки является широта охвата тех явлений, перемен, которые происходили и происходят в наши дни. Представленные произведения, раскрывают новые грани коллекции А. И. Новиченко. Такие выставки нужны зрителям и художникам. Они несут эстетические ценности, необходимые всем. Мы видим время, ощущаем пульс жизни в представленных героях, одежде, позах, взглядах, той обстановке, которая окружает их. Выставки поднимают авторитет человеческого, настоящего в творчестве и в жизни.

Возврат к списку


© 2017 GALA. Все права защищены.
<--! Сайт компании ИНК-групп ink-group.net!-->