Русский натюрморт. Художники России 1930-2010

На протяжении многих лет в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф. А. Коваленко проходят экспозиции произведений живописи, графики, скульптуры из собрания известного российского коллекционера А. И. Новиченко.
Настоящая выставка посвящена искусству натюрморта. Представлены работы художников Берлина, Городца, Ейска, Костромы, Краснодара, Сочи, Лабинска, Москвы, Новороссийска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга. Обращение к этому жанру заложено в самой жизни, природе. Обилие и красота цветов, фруктов, овощей, изысканная необычность предметов старины, различных национальных культур часто предстают перед художниками готовыми композициями. Натюрморт любили и писали все художники, независимо от того, в каком жанре они работали в портрете, пейзаже, в масштабных исторических полотнах.
Выставка представляет произведения, которые помогают познакомиться с развитием искусства, начиная с 1930-х годов до настоящего времени. Работа Академика АХ СССР, народного художника СССР Д. А. Налбандяна датирована 1932 годом. «Цветущий сад» написан в характерной для него свободной живописной манере. Темпераментно, быстрыми ударами кисти художник пытается остановить первые ощущения теплого летнего ветерка, что и определяет смысл данного холста.
Интересен натюрморт Б. В. Смирнова, участника товарищества «Передвижников», с простым и лаконичным названием «Цветы», за которым стоит вся хрупкость и мимолетность красоты этих прекрасных растений, которые так радуют нас.
В годы расцвета искусства социалистического реализма написан кубанский натюрморт заслуженного художника РСФСР В. С. Кузьменко «Дары Кубани». Художник не скрывает своего восторга и восхищения красотой фруктов, овощей Кубанской земли. Исполненный в традициях классического искусства живописи, зрителю предстает мир щедрый, радостный, наполненный солнцем, соками земли.
Время шло, многое менялось в жизни страны. Серьезные перемены коснулись и изобразительного творчества. На рубеже 1950-60-х годов в станковой живописи стали появляться новые направления. Такие, как суровый стиль, за ним последовали яркие декоративные полотна, проникнутые фольклорным духом пародийности, порой открытой ироничности, гротеска.
И только в 1980 годы в искусстве утверждается полная свобода. Этот период отмечен приливом молодых талантливых авторов, большим количеством выставок. Искусство натюрморта, как и другие жанры, также приобретает новые качества. Расширение, усложнение задач в новом времени привлекло множество сложных, смысловых, эмоциональных оттенков, в которых растворялось бытовое содержание, уступая место поэтическому, порой и философскому смыслу.
Зрители познакомятся с картинами знаменитых, и в определенной мере знаковых мастеров Москвы и Санкт-Петербурга. Последовательное пополнение «Коллекции Новиченко» художниками такого уровня позволяет говорить о музейной значимости этого собрания произведений искусства. В экспозиции представлены: народный художник РФ В. И. Рейхет картиной «Сирень», очень русской и в то же время довольно авангардной, подчеркивающей связь времен, бунтарь советского искусства, участник знаменитой «Группы 11» З. П. Аршакуни в своих «Цветах в белом ведре» выражает в полной мере тягу к свободе творчества, классический натюрморт народного художника РФ Б. М. Лавренко «Натюрморт с кофейником и красной утицей», показывает мастерство автора как в живописи, так и в композиции, «Цветущий миндаль» В. Н. Разгулина следует смелой колористической традиции фовистов, народный художник РСФСР И. В. Шевандронова в своем «Этюде к картине натюрморт» элегантен и прост, но весьма мастерски исполнен. Цвет, фактура, живописные приемы несут печать неповторимой индивидуальности, возрождают в памяти традиции отечественной и зарубежной живописи 19-20 веков.

Возврат к списку


© 2017 GALA. Все права защищены.
<--! Сайт компании ИНК-групп ink-group.net!-->